Главная
О компании
Справочная
Структура управления ФГУП "Информавтодор"
Периодические отраслевые издания
Журнал Дороги России 21 века
Книги
Информационные листки
Отраслевые банки данных
Закупки
© Информавтодор, 2013
{SAPE}






 

Объявления

2006-01-20 04:24 / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР» - 35 ЛЕТ

Этапы развития отраслевой системы научно-технической информации


Информационно-издательская деятельность и обеспечение дорожного хозяйства России необходимой информацией развивались сразу вслед за созданием гужевых дорог с начала XIX века и осуществлялись разрозненно различными ведомствами. Такое же положение наблюдалось и в остальных отраслях народного хозяйства примерно до середины XX столетия.

Однако по мере развития науки и техники огромные накопленные массивы информации постепенно систематизировались по отдельным областям знаний.

Появились такие виды информации как библиографическая, реферативная, аналитическая обработка накапливаемых документов и подготовка обзоров, характеризующих состояние наиболее важных проблем и определяющих научно-технический прогресс. Информационное обслуживание велось как на основе текущих информационных изданий, так и в режиме «запрос-ответ». Таким образом постепенно складывалась система научно-технической информации (НТИ), которая в масштабах страны была организационно оформлена в 60-е годы в государственную систему НТИ.

Ответственность же за развитие отраслевых систем НТИ была возложена на министерства и ведомства.

В 1969 году было образовано самостоятельное Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

Последующие два десятилетия существования Минавтодора РСФСР явились периодом активного преобразования дорожного хозяйства. Была разработана стратегия развития отечественных дорог, все усилия отрасли были направлены на ликвидацию бездорожья, повышение технического уровня, надежности, качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Получила дальнейшее развитие дорожная наука.

С целью наиболее полного использования научно-производственного потенциала и его воздействия на развитие дорожного хозяйства было принято решение о создании отраслевой системы научно-технической информации.

Приказом Минавтодора РСФСР от 19 января 1971 г. по согласованию с Госкомитетом СССР по науке и технике и Госпланом РСФСР было образовано Центральное бюро научно-технической информации (ЦБНТИ) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР с возложением на него функций центрального отраслевого органа НТИ и создания отраслевой системы дорожного хозяйства, построенной по единым принципам как составная часть Государственной системы НТИ.

Основная задача, возлагаемая на ЦБНТИ, была создать необходимые условия для широкого обмена внутри отрасли научными, техническими, производственными достижениями для их практического внедрения.

Первым руководителем ЦБНТИ с 1971 по 1981 год и организатором построения системы НТИ в дорожном хозяйстве был В.Н. Коротков.

Из числа специалистов-дорожников в ЦБНТИ были подготовлены работники новой информационной профессии, преломленной к дорожной отрасли. На местах в территориальных органах управления дорожным хозяйством были выделены специалисты, обеспечивающие прямую и обратную связь с центром и отвечающие за полноту информационного обеспечения своих подведомственных предприятий. Налаженная методическая работа обеспечивала четкое функционирование отраслевой системы НТИ и подготовку информационных кадров.

В ЦБНТИ были созданы главные основополагающие информационные блоки, обеспечивающие необходимую полноту и достаточность информации:

- организация потоков информации, поиск, изучение, накопление и научно-информационная обработка документальных источников по научно-техническим и производственным достижениям в стране и за рубежом;

- издание на основе анализа и обобщения полезной для дорожного хозяйства информации библиографических, реферативных, информационных сборников, научно-технических обзоров, плакатов о передовом опыте и других видов изданий с доведением их до потребителей необходимым тиражом;

- комплектование отраслевого справочно-информационного фонда (ОСИФ) отечественными и зарубежными материалами, в том числе отраслевыми нормативно-техническими документами, СНиПами, ГОСТами и т.д.;

- справочно-информационное обслуживание органов управления, предприятий и организаций дорожного хозяйства страны, необходимыми в их деятельности документами;

- научно-техническая пропаганда и обмен передовым опытом посредством участия в организации общеотраслевых и тематических выставок, совещаний, передач на радио и телевидении, публикаций в центральных и региональных газетах и отраслевом журнале «Автомобильные дороги»;

- наглядная информация в виде фото- и кинопродукции;

-переводы зарубежных журналов по тематике дорожного хозяйства и издание сигнальной информации по оглавлениям этих журналов.

Для оперативного обеспечения органов управления, предприятий, организаций, всех специалистов дорожного хозяйства необходимыми для развития отрасли информационными материалами, документами к 1976 году была создана собственная оперативная полиграфическая база.

В период структурных преобразований в органах управления Российской Федерации сменилось название организации – ЦБНТИ Минавтодора РСФСР приказом Минтранса России от 16 июля 1992 г. было переименовано в государственное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам» (Информавтодор), а позднее в 2003 г. в Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам – ФГУП «Информавтодор», с подтверждением функций отраслевого органа НТИ.

В настоящее время деятельность Информавтодора регулируется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 июня 1997 года «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» и от 12 февраля 2003 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», а также ведомственными документами.

Задачи информационного обеспечения отрасли все годы решались на основе постоянного углубления и развития всех направлений деятельности с учетом принятых на себя системных обязательств. В последующие годы руководителями Информавтодора (ЦБНТИ) были И.Н. Фролова (1981-1993 гг.), В.С.Фокин (1993-1999 гг.) С 1999 г. Информавтодор возглавил канд. техн. наук Д.Г.Мепуришвили.

19 января 2006 года отраслевой системе НТИ в дорожном хозяйстве исполнилось 35 лет.
За эти годы была создана система прочного взаимодействия центрального информационного органа с предприятиями и организациями, ведущими специалистами и учеными, органами управления не только дорожной отрасли, но и на межотраслевом уровне.

Оперативное обеспечение научной, нормативной, руководящей документацией и технической литературой реализуется с помощью уникального отраслевого справочно-информационного фонда, который накапливался в течение всех тридцати пяти лет существования организации и продолжает постоянно пополняться. Сегодня фонд насчитывает более восьмидесяти тысяч наименований источников: ГОСТов, СНиПов, ВСН, правил, инструкций, отечественных и зарубежных патентов, технологических карт производства дорожных работ, промышленных каталогов, депонированных рукописей, научно-технических документов и литературы. Отдельные научно-технические источники становятся раритетами, которых нет нигде, кроме как в отраслевом фонде (ОСИФ).

Кроме первоисточников, по запросам абонентов на основе анализа массива документов ОСИФа подготавливаются ретроспективные библиографические указатели, тематические подборки, обзорные справки, информационные листки, в которых содержатся сведения о новых поступлениях нормативно-технических документов, книг, периодических изданий. Справочно-информационное обслуживание осуществляется по договорам и в режиме «запрос-ответ» с предприятиями и организациями.

Для более оперативного обеспечения специалистов отрасли нормативной документацией в вестибюле Росавтодора функционирует киоск.

Вторым, не менее важным направлением информирования специалистов дорожного хозяйства, являются периодические информационные издания о наиболее интересных научно-технических и производственных достижениях в области дорожного дела как в стране, так и за рубежом, которые начали выходить с момента создания отраслевого органа НТИ (ЦБНТИ), т.е. с 1971 года.

С первых выпусков информационных изданий интерес специалистов к ним был высок. На страницах изданий наряду с материалами, подготовленными учеными, стали появляться материалы, подготовленные производственниками, желающим рассказать о работе своих коллективов, передовиках производства, поделиться опытом строительства, эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них в своих регионах.

Наполнение этих изданий осуществляется посредством систематического контакта с учеными, специалистами, анализа и обобщения документальных материалов по научно-техническим и производственным достижениями дорожной отрасли.

К подготовке материалов обзорно-аналитического, проблемного характера привлекаются ведущие ученые научно-исследовательских институтов, учебных вузов, руководители, специалисты дорожного хозяйства – Росдорнии, Союздорнии, Союздорпроекта, МАДИ (ГТУ) и др. Большой популярностью у специалистов пользуются информационные сборники «Новости в дорожном деле». Многие научные разработки, технологии, информация о которых в разные периоды была опубликована в отраслевых изданиях как проблемно-перспективная, получили практическое воплощение на дорожных объектах.

За тридцать пять лет было издано более 3,7 тысяч научно-технических сборников суммарным тиражом более 15 млн. экземпляров. Регулярно обновляется и переиздается настольная книга дорожника – «Перечень действующих руководящих, нормативных и рекомендательных документов в дорожном хозяйстве», а также приложение – «Перечень отмененных документов». Весь редакционно-издательский процесс информационных материалов подготавливаемых в Информавтодоре, а также отраслевых нормативно-технических документов, материалов совещаний, конференций и многих других видов изданий обеспечивает небольшая группа высококвалифицированных специалистов Информавтодора.

Важным направлением деятельности Информавтодора как отраслевого центра НТИ во все годы являлась научно-техническая пропаганда.

Большое внимание уделяется распространению в отрасли научно-технических знаний и пропаганде профессии дорожника. В последние годы вышли в свет прекрасно изданные трактаты по истории развития дорожного дела в России «А се урок мостникам» и «Книга большому чертежу», иллюстрированный альбом «Архитектура мостов», выходит в свет многотомная справочная энциклопедия дорожника «СЭД», которая на многие десятилетия вперед займет основное место в области дорожных знаний в частных и технических библиотеках. Издаются ежегодно обновляемые атласы автомобильных дорог.

На регулярной основе обеспечиваются публикации, раскрывающие динамику развития дорожной отрасли в России через отраслевой журнал «Дороги России XXI века».

Информавтодор принимает активное участие в организации и проведении конференций, семинаров и выставок, направленность которых охватывает практически все аспекты деятельности дорожного хозяйства. Они проводятся в различных регионах России. В их ходе участники имеют возможность ознакомиться и изучить опыт дорожных организаций по месту проведения мероприятия, установить новые деловые контакты.

В работе семинаров и конференций, имеющих практическую направленность, ежегодно принимают участие свыше 15000 специалистов отрасли.

Большое количество российских и зарубежных фирм привлекает ежегодно проводимая Росавтодором в канун Всероссийского Дня работников дорожного хозяйства (третья неделя октября) отраслевая Международная выставка-форум «Дороги России XXI века». Так, в октябре 2001 г. в Санкт-Петербурге, 2002 г. в Нижнем Новгороде, 2003 г. в Москве, 2005 г. в Ростове-на-Дону в выставках приняли участие порядка 600 крупнейших организаций дорожного хозяйства и смежных отраслей, в том числе крупные иностранные компании, такие как Artic Machine, Bernardi impianti international s.p.a., Bomford Turner, Borum Industri, Cleanosol AB, Dressta Co. Ltd., Marsel Boschung AG, Svarko Holding AG, Wirtgen International Cmbh и другие. В форумах, сопровождавшихся серьезной научной программой, участвовали представители Австрии, Белоруссии, Германии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Нидерландов, США, Украины, Финляндии и другие.

В программах выставок проходят научно-практические конференции по всем направлениям работы дорожного хозяйства, включая сопутствующие сферы деятельности. Это привлекает широкий круг специалистов и руководителей предприятий всех форм собственности, так или иначе связанных с дорожной отраслью. Впечатляют итоги выставок: по данным анкетирования, более 94% компаний, участвующих в выставке «Дороги России XXI века», считают, что работа на выставке способствует продвижению новых разработок и инноваций, 88% участников смогли установить деловые контакты во время выставки, а 95 % – успешно использовали выставку для развития уже имеющихся отношений. 8 из 10 опрошенных участников ожидают, что данные контакты приведут в дальнейшем к заключению сделок, а 93% опрошенных заявили о своем желании участвовать в следующих выставках.

С помощью Интернет-ресурса на сайте www.rosavtodor.ru создана постоянно действующая виртуальная отраслевая выставка «Дороги России XXI века» – пионерный проект, не имеющий аналогов.

Цель выставки – создание на сайте виртуальной выставочной экспозиции для демонстрации накопленного опыта, последних достижений науки и техники в области дорожного хозяйства, осуществления ежедневной работы по привлечению внимания отечественной и зарубежной Интернет-аудитории к перспективам развития сотрудничества и нуждам дорожной отрасли России, формирования рынка предложений производителей и поставщиков дорожной техники, оборудования, материалов и пр., а также фирм и организаций сопутствующих отраслей для участия в конкурсных торгах.

Виртуальная выставка является своеобразной предтечей упомянутой выше Международной выставки-форума достижений дорожного хозяйства «Дороги России XXI века», проводимой в третью неделю октября.

На страницах виртуальной выставки создается архив международных выставок-форумов "Дороги России XXI века", в котором аккумулируется информация о достижениях отрасли. Благодаря сети Интернет она становится доступна всем желающим в любой точке России и за рубежом и позволяет обеспечивать консолидацию информационных материалов в едином пространстве и способствовать демонстрации динамики прогресса в дорожной отрасли России.

Сегодня наряду с традиционными формами информационного обеспечения специалисты Информавтодора участвуют в создании и ведении автоматизированных информационно-поисковых систем, банков данных и интернет-технологий по следующим направлениям.

За период 2001-2005 г. в Росавтодоре создана и успешно развивается устойчивая система в области нормативно-технического и справочно-информационного обеспечения дорожного хозяйства, разработанная и поддерживаемая специалистами ФГУП «Информавтодор» и включающая следующие информационно-поисковые системы:

· отраслевую электронную библиотеку научно-технических документов и отраслевых информационных ресурсов (ЭБ НТД);
· отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП);
· отраслевой банк данных по научно-техническим разработкам (АРХИВ НИОКР), который содержит более 1200 единиц хранения по разделам БД, начиная с 1992 г;
· отраслевой информационный фонд технических регламентов, стандартов и методических документов (ФТРиС), насчитывающий более 2000 единиц хранения;
· отраслевой банк данных по мониторингу, планированию, сопровождению и вовлечению в хозяйственный оборот НИОКР дорожного хозяйства (МОНИТОРИНГ НИОКР);
· отраслевой банк данных конкурсных мероприятий на выполнение НИОКР (КОНКУРС НИОКР);
· электронный адресно-телефонный справочник организаций дорожного хозяйства (АТС ДХ).

Ведение перечисленных отраслевых БД осуществляется в локальной вычислительной сети ФГУП «Информавтодор».

Таким образом, в настоящее время в Росавтодоре уже создана и успешно развивается прочная базовая основа для выполнения важной правительственной задачи по созданию Федерального фонда технических регламентов, стандартов и методических документов и в его составе отраслевого фонда дорожного хозяйства.

Большой пользовательский интерес вызывает электронный адресно-телефонный справочник организаций дорожного хозяйства (АТС ДХ), который в ноябре 2005 г. введен в эксплуатацию в качестве интернет-приложения.

В результате выполненных работ можно говорить о создании блока информационно-поисковых систем в части нормативно-технического и справочно-информационного обеспечения дорожного хозяйства.

Статистика посещения сайта Росавтодора показывает, что отраслевые банки данных востребованы (до 500 посещений ежемесячно) и способствуют повышению эффективности использования результатов научно-технической и инновационной деятельности.

В последние годы Информавтодор проводит активную работу по использованию прогрессивных интернет-технологий для оперативного информирования пользователей Сети.

В 2001 году Информавтодор создал и ведет информационное наполнение первого в России отраслевого дорожного интернет-сайта www.rosavtodor.ru, который позволил ежедневно получать различного рода информацию о дорожном хозяйстве любому желающему. Более 250 тысяч человек посетили сайт, получив возможность ознакомиться со справочной информацией, с основными программами и их результатами, главными стройками страны, законодательными документами, проводимыми в отрасли конкурсами и торгами, новейшими научными разработками, финансово-экономическими показателями, последними событиями в отрасли т. д. По данным статистики, ежедневно сайт посещают не только в России, но и за рубежом. Общее количество показов составило более полутора миллиона страниц. Сайт разработан с использованием передовых технологий: доказательством является присуждение ему в 2004 году первой премии на Всероссийском интернет-конкурсе «Золотой сайт» по итогам 2003 года. Как показал опыт 2004 года, сайт стал инструментом оперативного управления в ходе проведения Административной реформы в дорожном хозяйстве.

На базе отраслевого интернет-сайта Федерального дорожного агентства ведется разработка системы сайтов органов управления дорожным хозяйством. В рамках системы созданы еще одиннадцать сайтов, что позволяет улучшить взаимодействие и ускорить передачу информации между центром и региональными подразделениями ФДА.

В течение трех лет проводятся интернет-конференции по проблемным вопросам дорожного хозяйства России с участием руководства отрасли с видео-сопровождением. Конференции имеют большой успех, так как в прямом режиме в течение двух часов любой желающий может задать интересующий его вопрос и сразу же получить исчерпывающий ответ руководства ФДА. Результаты конференций публикуются на отраслевом сайте.

С 2004 года реализуется несколько значимых интернет-проектов, таких как промо-сайт, посвященный автодороге «Амур» Чита-Хабаровск и интернет-форумы по итоговым годовым совещаниям работников дорожного хозяйства. Ссылки на интернет-проекты размещаются на отраслевом сайте Росавтодора в разделе «Интернет-ресурсы». В феврале 2004 года в г. Казани во время проведения Всероссийского совещания работников дорожного хозяйства была предоставлена возможность всем участникам совещания принять участие в форуме на разработанном интернет-сайте. Любой пользователь сети Интернет (в любом регионе), посетив данный сайт, смог обсудить любое направление, отраженное на сайте как с участниками, находящимися в Казани, так и с любым посетителем сайта. По мере проведения совещания на сайте размещалась аудиозапись докладов и фоторепортаж мероприятия.

В 2005 году по поручению Федерального дорожного агентства Минтранса Информавтодор подготовил отраслевую виртуальную выставку – пионерный проект, не имеющий до сих пор аналогов. Благодаря сети Интернет, выставка доступна всем желающим в любой точке России и за рубежом. Она позволяет аккумулировать всю необходимую информацию по передовым технологиям, технике, материалам, сделав ее доступной в течении года с постоянным внесением необходимых изменений. Виртуальная выставка – это Интернет-ресурс, создаваемый для демонстрации накопленного опыта, последних достижений науки и техники в области дорожного хозяйства, осуществления ежедневной работы по привлечению внимания отечественной и зарубежной Интернет-аудитории к перспективам развития дорожной отрасли России. Выставка представляет собой виртуальный зал традиционного выставочного центра с размещением на нем экспозиции Федерального дорожного агентства, информационных стендов ведущих производителей, поставщиков дорожной техники, оборудования, материалов и др. а также виртуальные стенды фирм и организации сопутствующих отраслей. Информационно-рекламные стенды экспонентов содержат основную информацию о конкретном предприятии или фирме, включая необходимую текстовую, графическую документацию и фотоматериалы. Созданная в дорожной отрасли первая виртуальная выставка с одной стороны, продолжает традицию ежегодной проводимых выставок «Дороги России ХХI века», с другой стороны позволяет привлекать постоянное внимание отечественной и зарубежной общественности к перспективам развития дорожного хозяйства России.

Более пяти лет функционирует наш собственный интернет-сайт www.informavtodor.ru, на котором размещается информация о продукции и услугах, предоставляемыми ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР».

Интернет-проекты, создаваемые Информавтодором позволяют пользователям Сети быть в курсе основных событий, происходящих в дорожной отрасли России, а также получать в любое время необходимую информацию.






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100